В Санкт-Петербурге обозначили дорожную карту развития космической отрасли
В северной столице открылись вторые Глушковские чтения, посвященные разработкам в космической сфере, организованные Музеем истории Санкт-Петербурга и Федерацией Космонавтики – Северо-Запад.
В связи с эпидемиологической обстановкой они проходят в режиме онлайн. Главным событием стал доклад ветерана отрасли – участника программы «Энергия-Буран», ведущего научного сотрудника ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (ГИПХ) Николая Сергеевича Прохорова, выступившего на пленарной сессии.
В своем выступлении Николай Прохоров отметил, что в основе будущих ракетно-космических технологий лежит использование криогенных технологий и в первую очередь, водорода. По его словам, «без применения водорода задачи дальнейшего проникновения в космос не решить».
Ученый отметил, что в ходе программы «Энергия-Буран» благодаря усилиям ГИПХа, обеспечивавшего работы по пожаро- и взрывобезопасности, было опровергнуто представление о водороде как о чрезвычайно пожаро- и взрывоопасном веществе, а в ходе реализации проекта не произошло ни одного инцидента, связанного с использованием водорода
Другим важнейшим заделом программы «Энергия-Буран» стало исследование использования метана как ракетного горючего. По словам Николая Прохорова, ГИПХом разработаны технические условия, которые определяют требования к СПГ как к ракетному горючему.
Николай Прохоров отметил, что ракета-носитель «Энергия» в случае дальнейшего развития этого проекта была бы способна решать практически все вопросы, которые стоят перед современной космонавтикой, в том числе, обеспечение пилотируемых полетов на Луну и, в дальнейшем, освоение дальнего космоса.
Говоря о современных перспективах многоразовых космических разработок, он отметил две схемы возвращения космических летательных аппаратов. Это «самолетная посадка», которая была использована на «Буране», и ракетная возвращаемая ступень, ныне успешно осваиваемая компанией SpaceХ. Николай Прохоров назвал предпочтительной самолетную схему, которая, по его мнению, является наиболее оптимальной по ключевым параметрам эксплуатации. Однако ее существенным ограничением является тот факт, что большинство космодромов ограничены своей площадью и далеко не везде есть наземная инфраструктура. В частности, одним из немногих космодромов в мире, приспособленных для этой модели, является Байконур.
Кроме того, ученый обозначил схему будущей ракеты-носителя, предназначенной в том числе для дальних космических перелетов. По его словам, на первой ступени предполагается использовать двигатель на кислороде и метане, на второй ступени – кислород и водород, а в ходе космических перелетов наиболее оптимальным будет применение еще одной разработки ГИПХа – «зеленого» топлива, предназначенного для двигателей малой тяги.
По его мнению, «зеленое» топливо в ходе дальних космических перелетов станет альтернативой токсичному гидразину, поскольку использование малотоксичного топлива является более безопасным для экипажей космических кораблей с санитарной точки зрения
Вопрос обозначения сроков внедрения новых технологий Николай Прохоров назвал преждевременным, однако выразил надежду, что облик ракет космического назначения будущего определится в течение ближайших лет.
Источник: Русская планета