В рамках МАКС-2019 30 августа была проведена лекция об уникальном для советского авиастроения самолете Ту-155. Он был создан на основе легендарного Ту-154, имеет двигатель, работающий на метане или водороде.
Наши корреспонденты приняли участие в лекции и экскурсии по салону Ту-155, организованной благотворительным фондом «Легенды авиации», участниками летно-испытательной программы этого самолета и специалистами ГИПХ – Государственного института прикладной химии.
В 1970-е гг. прошлого столетия мир оказался в энергетическом кризисе. Резкий дефицит нефтепродуктов стимулировал науку на поиск альтернативных источников энергии в последующее десятилетие. Водород в то время казался оптимальным источником энергии ввиду своих экологических качеств и объема в составе земной атмосферы.
Одним из направлений водородной энергетики было использование жидкого водорода в качестве авиационного топлива. И вот на основе флагмана отечественной авиации был создан самолет-демонстрантор, на котором была продемонстрирована такая возможность. Сначала он назывался Ту-154ЛЛ, «летающая лаборатория», затем получил название Ту-155. Его первый полет состоялся в 1988 году.
Прежде всего, для его создания была решена задача создания водородного двигателя. На самарском НПО «Труд» под руководством главного конструктора, академика Николая Дмитриевича Кузнецова был спроектирован двигатель НК-88. Также ЦИАМ [Центральный Институт Авиационного Моторостроения им. П.И. Баранова] внес большой вклад в создание и доработки двигателя. НК-88 уникален тем, что камера сгорания должна была работать и на керосине, и на газе в течение полета. Для того, чтобы криогенное топливо шло в камеру в газообразном виде, за турбиной сделали уникальный теплообменник-газификатор, превращающий топливо в газ. КБ Кузнецова ранее работало над двигателем первой ступени космической ракеты Н1-Л3М. У Николая Дмитриевича был самый большой опыт работы с «криогенниками» во всем Министерстве авиационной промышленности. Навыки работы с кислородом помогли ему и его команде в сжатые сроки реализовать проект. Этот двигатель на Ту-155 размещен справа, а мощная топливная система была расположена внутри фюзеляжа.
Вместе с системой в самом воздушном судне создавался наземный заправочный комплекс, так как заправка жидким водородом представляла большую сложность. Этот комплекс остался на хранении в ЖЛИ и ДБ [Жуковской летно-испытательной и доводочной базе ].
Топливо для ТУ-155 разрабатывалось в ГИПХ. Этот институт более 60 лет занимается химическим сопровождением всей космической отрасли и разработкой основных видов ракетного топлива, начиная с гептила. Однако дешевого способа добычи водородного топлива для авиационных и космических проектов в ту пору не было найдено. Всего экипаж Ту-155 совершил 5 полетов на водороде. Также были свернуты другие разработки, например, «Буран».
Разработчики самолета решили заменить жидкий водород сжиженным природным газом – СПГ. Вслед за водородом это воздушное судно стало пионером в освоении СПГ как авиационного топлива. Применение было успешным – всего состоялось 147 полетов на СПГ, в том числе и по международным линиям. За границей также не было проблем с заправкой Ту-155.
Естественно, было заманчиво сделать самолет таким… «газовым челноком». Ну, например, отсюда мы летим на керосине, и откуда-то из района, где много газа и нет проблем с углеводородным топливом жидким… возвращаемся на пригородном газе
Николай Сергеевич Прохоров – участник проекта Ту-155 и запуска «Энергия-Буран», один из ведущих специалистов в России по видам топлива и горючему.
В проекте приняли участие специалисты из Германии, уже на том этапе, когда самолет был готов к эксплуатации. Ту-155 прилетел в Ниццу для участия в Девятом международном газовом конгрессе. Французы были заинтересованы в продолжении работ в этой области. Но затем в нашей стране произошли большие политические перемены, и разработки в криогенной авиации, опередившие тогда свое время, стали не нужны. Например, самолет типа Ту-210 был прорисован в нескольких вариантах, в том числе и с газовым двигателем.
Сейчас, по словам сотрудников ГИПХ, идет речь о создании сверхзвукового пассажирского лайнера. Также рассматривается вариант о создании двигателей для него на криогенном топливе. Планируется создание сверхтяжелой ракеты, которая будет, скорее всего на метановом топливе, и вторая ее ступень, вероятно, на водородном. ГИПХ в данный момент занимается этой разработкой.
Бортинженер самолета Ту-155, Валерий Владимирович Архипов, вручил фотографии своего экипажа Николаю Сергеевичу Прохорову и Евгении Тимофеевне Баландиной, члену испытательной программы Ту-155, со словами уважения и благодарности. Он рассказал слушателям свою историю работы на этом самолете:
«Я лично попал на этот самолет случайно. Почему? Я работал в отряде космонавтов заместителем Игоря Петровича Волка. Он возглавлял отряд космонавтов, летчиков-испытателей, я был заместителем этого отряда многие годы. В 1984 году приказом министра авиационной промышленности меня командируют на Ту-155. Почему командируют? Ну, как считалось, у меня неплохое образование летное, инженерное, а жизнь подтвердила это, наверное, и было поручено мне заниматься в качестве ведущего инженера по летным испытаниям. Это человек, который во многом отвечает за все происходящее. И мне посчастливилось восемь лет провести в этом замечательном коллективе с прекрасными профессионалами своего дела. Многих сейчас нет, большинства. На фотографии пять человек, остался я один. Уже пятнадцать лет я представляю летный экипаж самолета Ту-155, и я очень трепетно вспоминаю своих друзей.
Здесь были прекрасные люди, которые работали и представляли технику, как инженеры, техники, рабочие, и особо отмечу я вклад просто двух выдающихся первопроходцев – Андреева Владимира Александровича, главного конструктора самолета Туполев-155, и с особой теплотой к этой теме относился генеральный конструктор Кузнецов Николай Дмитриевич. Один привожу пример: первый полет был выполнен 15 апреля 1988 года, накануне, дня за два, мы зарулили здесь на стояночку впятером. Было очень холодно. Был ветер, я вышел из самолета, а он подозвал меня к себе и сказал: «Валера, будет много шума, народу здесь будет много. Это уже будет другая обстановка. Сказать будет нельзя ничего. Ты сидишь на управлении силовой установки. Ты не имеешь права на ошибку». Тысячи людей работали, вот они, эти люди, и многие те, кто отсутствует. Права на ошибку нет. А как быть? И он дает мне совет отеческий: «Ты должен посвятить эту работу тем, кого ты глубоко уважаешь и очень сильно любишь». Вот так делалась эта работа, с таким душевным подъемом, с такой вот связью больших, великих, я имею в виду конструкторов, о которых я вам только что сказал, и тех, кто просто работал, и я, стоящий перед вами, один из них.
Друзья мои, этот самолет опередил время как минимум на 30 лет, но уже было сказано об этом. Думаю, что не может так дальше продолжаться. Мы должны повернуться к этой проблеме, лицом повернуться. Ничего не мешает: подросли новые люди, подросли пытливые глаза, прекрасные специалисты – действуйте! Работайте!».
Михаил Агафонов, председатель благотворительного фонда «Легенды авиации», отметил, что впервые на МАКС-2019 историческая экспозиция получилась столь масштабной. Вместе с флагманом Ту-144, экспериментальным Ту-155, которые неоднократно были представлены в экспозиции, были выставлены такие легенды, как Су-47 «Беркут», представленный на МАКС ранее только в летной программе, единственный летающий в России экземпляр МиГ-15, Атлант и другие.
«Легенды авиации» совместно с городом и инженерной компанией поставили памятник Ту-144 в Жуковском, о котором мы рассказывали в одной из наших предыдущих статей. «Это большое событие для жуковчан, и в общем-то, для страны, что мы увековечили память о тех людях, которые создавали этот самолет, в виде такого монумента» – сказал Михаил Агафонов. – «…Я думаю, что только совместными усилиями, с помощью вас, с помощью прессы, блогеров, мы как-то сможем достучаться до нашей власти, чтобы здесь, в центре авиации, в Жуковском, сделали национальный музей экспериментальной авиации, чтобы сохранить вот эти образцы, которые уникальны. Но время идет, и надо это содержать, на это нужны средства, ну, и прежде всего, воля государства. Так что будем надеяться, что государство обратит внимание на наши замечательные экспонаты».
Источник: AviMedia