Формула космического успеха — авиационно-космические системы, цифровые технологии и экологически чистое ракетное топливо.
Технология воздушного старта и авиационно-космических систем малого и легкого класса стала главной темой «круглого стола», состоявшегося 19 декабря в Госкорпорации «Роскосмос» под эгидой Международной ассоциации участников космической деятельности (МАКД). В обсуждении приняли участие более тридцати представителей предприятий ракетно-космической промышленности и авиационной отрасли, вузовских и авиационно-космических научных центров, в том числе специалисты:Госкорпорации«Роскосмос», АО «Главкосмос», ФГУП «ЦНИИмаш», АО «ГРЦ имени академика В.Л. Макеева», ФГУП «ЦАГИ», МАИ, ПАО «Туполев», ПАО РКК «Энергия», АО «НПО Лавочкина»,факультет космических исследований МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (ГИПХ), АО «НПО Лавочкина», Фонд развития авиации и космонавтики «Наше Небо» и представители российских инвесторов.
Круглый стол открыло выступление президента МАКД Виктора Кривопускова, который отметил, что миссия МАКД как отраслевого института развития заключается в профессиональном содействии предприятиям и организациям РКП в вопросах инновационного развития и цифровой экономики, продвижения их продукции и услуг на отечественные и мировые рынки. Президент МАКД обратил внимание на необходимость привлечения в космическую сферу малого и среднего бизнеса и развития технологий государственно-частного партнерства, а также широкого вовлечения молодежи в проекты ракетно-космической отрасли.
С большим обзорным докладом, посвященным описанию технологии воздушного старта и возможности ее внедрения, выступил вице-президент МАКД Валентин Уваров. Он подчеркнул необходимость перехода космической отрасли на новый технологический уклад с созданием технологий средств выведения, отличающихся высокой эффективностью и большим инновационным ресурсом. В представленной презентации вниманию собравшихся были предложены два типа таких авиационно-космических систем: АКС малого класса на основе самолета-носителя МиГ-31 и АКС легкого класса на основе самолета Ил-76/А-50. Валентин Уваров отметил, что, прежде всего, необходимо широкое внедрение цифровых технологий в разработку и производство АКС, а также переход ракетно-космической промышленности на технологии роботизированного производства с низкой долей ручной сборки и инструментального контроля. По словам Уварова, для реализации этого индустриального проекта нужно создать работоспособную кооперацию предприятий-участников проекта, сформировать межотраслевую систему управления проектом и привлечь внебюджетные источники финансирования.
Уваров также сообщил, что новая технология АКС первоначально позволит в 6-7,5 раза уменьшить стоимость выведения полезной нагрузки по сравнению с традиционной вертикально стартующей ракетой системой. Итогом успешной реализации технологии «Воздушный старт» должно стать создание под эгидой России инфраструктуры международных авиационно-космических центров для обеспечения гарантированного доступа на орбиту.
Представитель ФГУП ЦНИИмаш Юрий Кузнецов рассказал об энергетических возможностях отечественных ракет-носителей легкого класса по выведению космических аппаратов на низкую орбиту. Кузнецов сообщил, что по результатам проведенных специалистами ЦНИИмаш исследований одним из наиболее перспективных способов повышения эффективности отечественных космических технологий признано создание ракеты сверхлегкого класса. Она может быть создана на базе инновационных технологий и материалов с использованием ракетного горючего на базе сжиженного газа, ЖРД с электроприводом ТНА. В тоже время при должной проработке имеющегося задела по средствам выведения легкого класса имеются возможности разработать АКС с улучшенными эксплуатационными характеристиками, включая многоразовую ракетную первую ступень, оснащенную самолетной или роторной системой автоматической посадки на аэродром или на специальную грунтовую площадку спасения. Отдельной задачей является обязательное наличие на аэродроме базирования самолёта-носителя специальных чистовых помещений для сборки КГЧ и подготовки КА, хранилище для компонентов ракетного топлива с зоной заправки ракет окислителем и горючим, аэродромный транспортёр-установщик, глобальный командно-измерительный пункт и пр.
Начальник проектного отдела АО «ГРЦ имени академика В.Л. Макеева» Сергей Маханьков рассказал о наработках своего предприятия проектированию ракетных комплексов воздушного базирования. В своей презентации он представил ракету-носитель «Полет» и проект «Аэростарт» на базе самолета-носителя Ил-76 МФ с описанием фаз запуска ракет методом десантирования из грузового отсека вытяжным парашютом на высоте полёта соответствующим практическому потолку транспортного самолёта-носителя.
Национальный университет МАИ был представлен сразу двумя выступающими – Александром Боровиковым и Алексеем Николаевым. Боровиков сообщил о накопленных компетенциях в области многоразовых космических транспортных систем (МКТС) с учетом задач космической деятельности и привел в качестве примера организационную структуру программы «Орел-2.1».
Алексей Николаев выступил с докладом, посвященным разработке многолетнего проекта многоразового транспортного космического корабля с аэродинамическим несущим корпусом. Он перечислил ключевые проблемы существующих типов многоразовых спускаемых аппаратов, обозначил задачи проекта и доложил результаты расчета и продувок на разных режимах проектируемого аппарата. Также он привел сравнительные аэродинамические и тепловые характеристики самых известных летательных аппаратов на спуске с орбиты, таких как «Союз», «Аполлон», «Спейс-Шаттл» и «Буран». Участникам круглого стола был продемонстрирован минутный видеоролик полёта радиоуправляемой модели-демонстратораизготовленной в масштабе 1:10 с горизонтальным взлётом и посадкой опробованной в небе столичного тушинского аэродрома.
Представитель ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (ГИПХ) Кирилл Блохин рассказал об инновационной разработке этого предприятия – экологически чистом жидком ракетном монотопливе, также известном как «Зеленое ракетное топливо». Оно отличается высоким удельным импульсом тяги, большой плотностью и низкой температурой замерзания. Также его характеризует высокий уровень пожаро- и взрывобезопасности и низкий порог чувствительности к внешним воздействиям. По словам Блохина, это топливо подходит для термокаталитических двигателей малой тяги, в частности для орбитальных аппаратов, и в этом качестве может рассматриваться как актуальная альтернатива к капризному и токсичному гидразину при их одинаковой стоимости.
С романтическим, но детальным докладом, посвященным использованию дирижаблей как возможной площадке для воздушного старта, выступил представитель АО «НПО Лавочкина» Дмитрий Хмель. Он привел параметры объема дирижабля, необходимые для пуска ракеты на высоте 18-23 км, а также для старта на высоте 25 км. Согласно его разработкам, движение дирижаблей будет осуществляться в соответствии с воздушными потоками вокруг земли, а наиболее оптимально для воздушного старта подходят широты, прилегающие к экватору.
После окончания выступлений разгорелась оживленная дискуссия о возможности применения в современных условиях авиационно-космических систем, а также о готовности существующей ракетно-космической и авиационной отраслей к широкой кооперации.
По завершении круглого стола его участниками было принято решение, в котором отмечено, что высказанные предложения по развитию авиационных-космических систем заслуживают дальнейшей проработки. Руководству МАКД было рекомендовано обобщить высказанные предложения и мнения участников и на их основе подготовить записку о состоянии и перспективах реализации проектов АКС легкого и малого классов для руководства Госкорпорации «Роскосмос», ОАК, ФГУП «ЦАГИ» и других заинтересованных организаций. Было также высказано мнение о необходимости сформировать постоянно действующую рабочую группу с целью изучения предложенных проектов и разработок, а в дальнейшем сделать такие встречи регулярными на площадках индустриальных партнёров.
Источник Крылья Родины